ЛАЗ (Львовский автобусный завод)

ЛАЗ (Львовский автобусный завод) – LAZ

Львовский автобусный завод (ЛАЗ) – один из старейших и наиболее известных производителей автобусов на территории бывшего Советского Союза. ЛАЗ стал символом технического прогресса и индустриального развития в СССР. За время своего существования завод выпустил более 500 000 автобусов, что делает его одним из крупнейших и наиболее значимых производителей автобусов в Восточной Европе.

Продукция Львовского автобусного завода широко использовалась не только в Советском Союзе, но и во многих странах социалистического лагеря. Автобусы ЛАЗ отличались своей надежностью, долговечностью и комфортабельностью, что делало их популярными среди пассажиров и транспортных компаний.

Особое внимание стоит уделить тому, что ЛАЗ был одним из первых заводов, начавших производство низкопольных автобусов, которые стали стандартом для общественного транспорта во многих городах. Благодаря этому, автобусы ЛАЗ стали символом прогресса и модернизации транспортной системы в странах бывшего СССР.

Автобусы Львовского автозавода использовались в аэрокосмической индустрии доставляя космонавтов к взлетной площадке.

Сегодня, несмотря на то что ЛАЗ уже не является таким крупным игроком на рынке автобусов, его наследие продолжает жить в виде многочисленных моделей, эксплуатирующихся по всему миру. Многие из них являются не просто рабочими лошадками, а настоящими произведениями искусства, представляющими историческую и культурную ценность.

История Львовского Автомобильного Завода (ЛАЗ – LAZ)

История ЛАЗ – Львовского автомобильного завода начинается в далеком 1939 году. Изначально предприятие называлось «Львовский авторемонтный завод» и занималось ремонтом автомобилей и выпуском запчастей для них. После Второй мировой войны завод был перепрофилирован на производство автобусов и переименован в «Львовский автобусный завод».

История Львовского автобусного завода начинается с 1945 года, когда на территории разрушенного во время войны города Львова было принято решение о строительстве нового предприятия. Основной задачей завода было обеспечение автобусами городов и сел Украины и других республик СССР. Изначально завод специализировался на выпуске автокранов, автомобильных прицепов и автолавок. 

Одним из первых шагов ЛАЗ было восстановление и модернизация транспортной инфраструктуры города. В течение первых лет работы завод выпустил несколько моделей автобусов, включая ЛАЗ-301, ЛАЗ-302 и ЛАЗ-303. Эти автобусы отличались высокой надежностью и долговечностью, что позволяло им успешно работать в условиях послевоенного восстановления страны.

Строительство завода началось в 1949 году, а уже через два года, в 1951-м, был выпущен первый автобус — ЛАЗ-695. Этот автобус стал настоящим символом эпохи и пользовался большой популярностью у пассажиров.

Продукция разработанная на заводе ЛАЗ являлась по истине революционной в автобусостроении. Первенцем завода в 1956- году стала модель ЛАЗ-695. Этот автобус был сконструирован по примеру зарубежных компаний таких как Мерседес и Магирус. Многие технические и конструктивные особенности были взяты от Мерседес, а внешний вид позаимствовали у Магирус.

LAZ-695 был первым автобусов на территории Советского Союза у которого двигатель был размещен сзади. Также конструкция кузова были спроектированы абсолютно по новому. Однако внутри данный автобус как городской не был так совершенен: не большой проход между сидениями, отсутствие накопительных площадок. В связи с этим в запуск вышли еще две разновидности данного автобуса: туристический LAZ-697 и междугородний “ЛАЗ-699”. В дальнейшем было выпущенно еще много усовершенствованных модификаций “ЛАЗ-695″.

Также в этот период ЛАЗ начал активно сотрудничать с другими автопроизводителями, такими как Mercedes-Benz и Volkswagen, что позволило улучшить качество продукции и снизить ее стоимость. Результатом этого сотрудничества стали новые модели автобусов, таких как ЛАЗ-А183 и ЛАЗ-A291, которые были разработаны на основе немецких технологий и отличались высокой эффективностью и надежностью.

Помимо производства автобусов, ЛАЗ также принимал участие в проектах по созданию общественного транспорта, таких как разработка и производство троллейбусов и трамваев. В частности, завод выпускал троллейбусы ЛАЗ-Б10 и трамваи ЛАЗ-Т70, которые успешно эксплуатировались во многих городах СССР.

В 1961 году с конвейера сошел междугородний автобус Украина, отличающийся повышенной комфортностью, техническими новшествами, новейшими двигателями, ходовой частью и обновленной тормозной системой. Хоть эти автобусы и внесли новую ступень в развитие автобусостроение, однако в 1973 году был выпущен последний автобус этой серии “ЛАЗ-Украина-73″.

В 1974 году предприятие отметило выпуск 100-тысячного автобуса ЛАЗ.

В 1994 году на основе ЛАЗ-52521, производился 12 лет, в некоторых городах ездить до сих пор, был выпущен первый троллейбус “LAZ-52522”.

Первым автобусом из серии NeoLaz стал полутораэтажный туристический LAZ-2508. А в 2004 году эту линейку дополнили еще два автобуса с низким уровнем пола: городской CityLaz-A183 и перронный LAZ-АХ183. Позже в 2006 с конвейера сошли новые троллейбусы ElectorLAZ.

В последующие года дела на предприятие стали идти хуже. Мировой кризис 2008 года ударил по экономике предприятия. Производство происходило в основном по контракту. Из-за этого производство периодически останавливалось и восстанавливалось и в 2014 году завод полностью прекратил свою деятельность.

ЛАЗ также выпускал междугородные автобусы, такие как ЛАЗ-697М и ЛАЗ-699А, а также туристические автобусы, например ЛАЗ-4207 и ЛАЗ-5255. Производство автобусов на Львовском автомобильном заводе продолжалось до начала 2000-х годов.

Последней моделью автобуса, выпущенной на ЛАЗе, стала ЛАЗ A183 «Сити» в 2002 году. Однако уже через два года завод был признан банкротом, а его активы были распроданы.
В 2007 году  ЛАЗ вошел в состав украинской управляющей компании по производству городского транспорта  «Сити Транспорт Груп» (City Transport Group Ltd. ”CTG”).

Сегодня на месте бывшего завода находится автомобильный рынок и несколько небольших предприятий.

Модельный ряд LAZ

  • LAZ-695, 697, 698, 699, 699T, 360, 360ЭМ, 4202, 42071, 52072, 52075, А03710, А1414, Украина-71, Укрина-34,52528, 42078, 5252, А291, 52522
  • LinerLaz: 10(4207), 12(5207)
  • NeoLaz: 10(4208), 12(5208)
  • InterLaz: 9(А141), 10LE(A152), 12LE(A183), 13.5LE(A191)
  • CityLaz: 10(А152), 10LE(A152), 12(A183), 12LE(A183), 13.5(A191), 13.5LE(A191), 20(A292)
  • AeroLaz: 12(A183), 13.5(AX191)
  • ElectroLaz: 12, 20

    Автобус городской LAZ-695m

    Автобус LAZ-695m
    Класс автобуса – Средний
    Назначение автобуса – Городской маршрутный
    Марка и модель двигателя – ЗИЛ-130
    Тип двигателя – Бензиновый 8-ми цилиндровый V-образное расположение цилиндров
    Марка топлива – АИ-80