КЗКТ

КЗКТ - Курганский Завод Колесных Тягачей
KZKT КЗКТ

КЗКТ

КЗКТ – Курганский Завод Колесных Тягачей имени Д. М. Карбышева, ранее известный как Курганский машиностроительный завод, был основан в 1950 году. В то время он специализировался на производстве гусеничных тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Однако в 1962 году завод был перепрофилирован на производство колесной техники и получил новое название – Курганский завод колесных тягачей. Иногда даже знаменитые и великие в свое время предприятия могут кануть в лету, не выдержав течения времени и конкуренции. Так случилось с Курганским заводом колесных тягачей, позже переименованным в ОАО «Русич». Обладатель ордена Трудового Красного знамени, с числом работников более 11000, завод был признан банкротом в 2011 году.

Начало рассвета КЗКТ

Создан в 1950 году на территории и мощностях Уралсельмаша. Поначалу на заводе производились очень нужные в сельском хозяйстве вещи: молотилки, косилки, силосорезки и другие различные устройства для обработки земли. Страна тогда нуждалась в ускорении процесса посадки и уборки земельных наделов, и многие заводы помогали в этом, разрабатывая сельхозтехнику. Позже завод был переоборудован под выпуск мощных колесных тягачей, способных перемещать сошедшие с конвейера комбайны, тракторы и другие габаритные агрегаты.

КЗКТ-74287 «Русич»

КЗКТ-74287 «Русич» седельный тягач для буксировки полуприцепов массой до 90 тонн.

1970-1980-е годы были наиболее благоприятные для КЗКТ. Завод процветал. Для работников предприятия были созданы развлекательные комплексы: дворец спорта и стадион, дворец культуры и плавательный бассейн. У КЗКТ была своя типография, печатавшая многотиражное издание «Заводская жизнь» о событиях на предприятии. 11000 работников трудились на благо страны, разрабатывая, испытывая и модернизируя существующие тягачи КЗКТ.

С начала 1970-х годов КЗКТ начал разрабатывать и производить тяжелые колесные тягачи для военной и гражданской техники. Первым крупным успехом завода стал выпуск колесного тягача КЗКТ-537, который был разработан специально для перевозки ракетного комплекса “Ока”. Этот тягач стал одним из самых мощных и тяжелых в своем классе в мире и использовался в вооруженных силах СССР и России до конца 1990-х годов.

К 70-м годам тягач МАЗ-537, выпускавшийся на Курганском заводе колесных тягачей имени Д.М. Карбышева (КЗКТ, позднее — ОАО «Русич»), стал морально устаревать. В ответ на это конструкторы под руководством В.А. Пискарёва начали улучшать тягач, фокусируясь в основном на увеличении мощности двигателя. Испытания с использованием танковых дизелей В-38 (на КЗКТ-545) и Д-12А-650 (КЗКТ-7426) были проведены успешно, но эти модели не поступили в серийное производство из-за ограниченного ресурса двигателей.

6 апреля 1978 года было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №262 (подтверждено приказом Минавтопрома №141 от 6 июня), поручавшее КЗКТ разработку перспективных тягачей для работы с тяжелыми прицепами. Главный конструктор В.П. Косов руководил этой работой, и результатом стал тягач КЗКТ-7427 с дизелем Д-12АН-650 производства ПО «Барнаултрансмаш». В 1985 году начались приемочные испытания с участием двух опытных балластных тягачей КЗКТ-7427. Однако ресурс этого двигателя оказался недостаточным — при нормальной эксплуатации тягача его хватило бы всего на год. В результате было принято решение использовать двигатель ЯМЗ-8401 той же мощности, выпускаемый Ярославским моторным заводом.

Новый главный конструктор завода Ю.Т. Бутров возглавил последующие работы по усовершенствованию тягачей. Используя опыт создания КЗКТ-7426 и КЗКТ-7427, была разработана новая базовая модель — КЗКТ-7428, с двигателем ЯМЗ-8401.10-04, который уже успешно применялся на карьерных самосвалах БелАЗ-7540 и БелАЗ-7548. Серийное производство тягача КЗКТ-7428 стартовало в 1990 году, сопровождаемое запуском производства новых полуприцепов. Основное предназначение этих автомобилей осталось прежним — перевозка на полуприцепах (включая активные полуприцепы) танков, другой тяжелой бронетанковой техники, крупногабаритных неделимых грузов, а также специальных цистерн с различными видами жидкостей и т.д. В последующем, на базе узлов КЗКТ-7428, были разработаны специальные колесные шасси, такие как КЗКТ-8003, КЗКТ-8005 и КЗКТ-8014.

В конце 80-х годов КЗКТ-7428 успешно прошел все виды испытаний и был рекомендован для производства.

Тягач КЗКТ-7428-012 оснащен двигателем Д12А-525А (525 л.с.), который также применяется в автомобилях МАЗ-537, МАЗ-543 и их модификациях.

КЗКТ-7428-013 имеет аналогичные характеристики базовой модели КЗКТ-7428-011, но оснащен двигателем Cummins KTTA19-C650 (650 л.с.).

Тягач КЗКТ-7428-014, снабженный двигателем ЯМЗ-8401.10-07 (650 л.с.) и коником, а также оснащенный двухосным прицепом-роспуском КЗКТ-9003, используется в составе автопоезда с грузоподъемностью 50 т и предназначен для перевозки длинномерных грузов типа “труба” (до 24 м) с максимальной скоростью до 65 км/ч.

Тягачи КЗКТ-74281 отличаются от моделей с индексом “7428” наличием лебедки с тяговым усилием 15 т и длиной троса 100 м. Этот вариант производится с 1990 года.

На базе седельного тягача КЗКТ-74281-012 (с двигателем Д12А-525А) была разработана военная машина технической помощи МТП-А4 (“изделие 6965”) в 1995 году для использования в вооруженных силах. Эта машина предназначена для устранения повреждений, перевозки запасных частей, эвакуации с применением полупогрузки и прямого буксирования, а также для вытаскивания застрявших и опрокинутых автомобилей тяжелого класса. Она оборудована лебедкой с тяговым усилием 15 т и длиной троса 100 м, а также специальным кузовом-фургоном, содержащим ремонтные и такелажные комплекты, емкости для топлива, масла и спецодежды.

В 1991 году завод начал производство нового поколения тяжелых колесных тягачей – КЗКТ-7429, который отличался улучшенной проходимостью и грузоподъемностью.

После распада СССР в 1991 году КЗКТ столкнулся с серьезными экономическими трудностями, но сумел сохранить свой производственный потенциал и продолжить разработку новых моделей колесных тягачей для военной и гражданских отраслей. В 2000-е годы завод активно сотрудничал с российскими и зарубежными партнерами, участвовал в ряде международных проектов и выставок.

Банкротство и упадок предприятия

В 1991 году завод колесных тягачей получил государственный заказ на изготовление автомобилей 4,5%, тогда как ранее заказов поступало на 91%. От готовых тягачей отказался ряд нефтепромышленных предприятий. В результате завод остался с целым парком из 200 никому не нужных тягачей на своих складах. Количество работников резко сократилось, частично были закрыты производственные цеха и все развлекательные комплексы завода. Завод колесных тягачей втрое снизил объем производства к 1993 году.

До 2010 года ОАО КЗКТ, переименованный в ОАО «Русич», еще как-то пытался держаться на плаву, выполняя заказы для военной обороны разных стран и поставляя свои тягачи на аэродромы. Однако восстановить былую мощь предприятие во времена тяжелого финансового кризиса во многих странах так и не смогло – для покупки мощных двигателей, которые производили другие заводы, нужны были финансы, а их просто не было. В 2011 году арбитражный суд постановил начать процедуру банкротства предприятия. Часть имущества завода колесных тягачей была продана с торгов, а полученные деньги отданы кредиторам. Так закончилась эпоха производства мощных, вездеходных тягачей, способных перемещать огромные грузы по бездорожью и ровной местности.

Техника, увидевшая мир благодаря КЗКТ

Многие колесные тягачи, выпускаемые в Кургане, устарели еще до 1970 года. На их базе были разработаны более мощные, усовершенствованные модели.

МАЗ-535 был одним из первых тягачей, выпускаемых с 1961 по 1964 год. После его сменила более усовершенствованная модель МАЗ-537. МАЗ-535 был разработан по заказам Министерства Обороны СССР, и использовался в военных целях: транспортировал баллистические ракеты, пусковые установки ракетных комплексов. 535-ый колесный тягач можно было увидеть на всех военных парадах, стабильно проходивших во времена СССР и СНГ.

На базе МАЗ-537 конструкторами Минского и Курганского заводов был разработан принципиально новый автомобиль, КЗКТ-932 «Зауралец». Уже в сентябре 1963 года на военных полигонах проходили испытания два опытных образца. К сожалению, испытания они так и не прошли. Через несколько месяцев усиленных нагрузок было выявлено большое количество неполадок, поэтому было решено доработать и внести существенные изменения в опытные модели. Лишь к 1967 году была выпущена усовершенствованная модель «Зауралец-932А» с электрической трансмиссией.  В серийное производство «Зауралец» так и не поступил, в связи с нехваткой производственных мощностей на Курганском заводе колесных тягачей.

КЗКТ-74282 — Специальный балластный тягач, предназначенный для перевозки прицепов с общей массой до 75 т (включая основной прицеп ЧМЗАП-8390) по твердым дорожным покрытиям, а также для транспортировки самолетов массой до 200 т на аэродромах. Тягач используется для очистки завалов, используя метод прямой буксировки или лебедки, установленной за моторным отсеком. Грузовая платформа, оборудованная металлическим настилом и неоткрывающимися бортами, оснащена настилом с ячейками для восеми балластных грузов. В варианте для аэродромов тягач оснащается рацией для связи с экипажем буксируемого самолета, дополнительным сцепным устройством в передней части, дополнительными фарами для подсветки буксирных устройств, а также фонарями БАНО-45 на крыше кабины и грузовой платформе.

КЗКТ-74283 — Седельный тягач, предназначенный для буксировки специальных полуприцепов, отличается от базовой модели смещенной назад седельной сквозью на 345 мм. Этот вариант был разработан в 1991 году.

КЗКТ-74284 — Седельный тягач, спроектированный для буксировки активных полуприцепов с массой до 70 т (опытный вариант). Отличается установкой генераторной установки за кабиной и смещением седельной сквози назад.

КЗКТ-74286 — Седельный тягач для гражданских нужд, оснащенный двигателем ЯМЗ-240НМ2 (ЯМЗ-240НМ-1Б) мощностью 500 л.с., измененной коробкой передач, водомасляным радиатором и маслозакачивающим насосом в системе смазки двигателя, модернизированным электрооборудованием, отсутствием гидрозамедлителя и специального военного оборудования. Максимальная скорость снижена до 55 км/ч. Этот вариант выпускается с 1993 года, а КЗКТ-74286-014 представляет собой трубовоз, аналогичный модели КЗКТ-7428-014.

КЗКТ-74287 — Седельный тягач, предназначенный для буксировки полуприцепов массой до 90 т. Отличается измененными колесными редукторами, двумя дополнительными топливными баками на 420 л, стояночным тормозом с пневмопружинной камерой с дистанционным управлением, отсутствием гидрозамедлителя и специального военного оборудования. Максимальная скорость снижена до 45 км/ч. Этот вариант производится с 1995 года.

С 1976 по 1987 год завод выпускал знаменитый на весь мир БТР-60. На базе этой модели были созданы различные модификации, до сих пор выпускаемые по лицензии во многих странах мира. Советский бронетранспортер, выпущенный на Курганском заводе колесных тягачей, до сих пор используется в военных конфликтах как мощный боевой автомобиль, оснащенный дальнобойным орудием и достаточной броней, чтобы выдерживать значительные удары по корпусу машины.