AVIA

TRUCK AVIA AZOM 1972
TRUCK AVIA A75 1997
Truck AVIA AZOM 1972
АВИА А20 пожарная машина
Truck AVIA d90
Avia-Truck-Police

История марки AVIA

Марка AVIA (“Авиа”) хорошо известных в СССР и России небольших грузовых автомобилей и фургонов из Чехословакии. Логотип компании с силуэтом парящего альбатроса напоминает об авиационном прошлом выпускающего их предприятия. Оно выросло из авиационной мастерской, основанной близ Праги в 1919 г.

В 1931 году авиамастерскую перевели в другой пригород столицы – Летняны. Именно в Летнянах, сразу же после второй мировой войны, наладили сборку 7-тонных грузовиков “Шкода-706R” (Skoda) и автобусов на их базе.

В 1952 году на заводе вновь начали собирать самолеты, в том числе и советские “Ил-14”.

В 1959 г. выпуск авиационной техники был прекращен, туда с автомобильного завода “Прага” (Praga) постепенно начали переводить производство 2-осного 5-тонного грузовика “S5T” и полноприводного варианта “V3S”.

Грузовики и спецтехника AVIA

Острая потребность в собственных легких развозных автомобилях привела к подписанию лицензионного соглашения с французской фирмой САВИЭМ (SAVIEM)

В 1967 году было подписано соглашение об организации сборки на заводе “AVIA” (“Авиа”) двух базовых моделей “SG2” и “SG4”. С осени следующего года из ворот модернизированного предприятия под Прагой начали выходить 1,5-тонные грузовики “А15”, впервые получившие марку “Авиа”. За ними последовали практически такие же 3-тонные машины “АЗО” полной массой до 6 т. На них использовали лицензионный 4-цилиндровый дизель рабочим объемом 3317 см3 с непосредственным впрыском топлива и сферическими камерами сгорания в поршне мощностью 72 или 80 л.с., 4-ступенчатые коробки передач, переднюю независимую подвеску, барабанные тормоза с 2-контурным гидроприводом.

На модели “А15” сзади устанавливали односкатные 16-дюймовые колеса и рычажно-пружинную подвеску. Для серии “АЗО” использовали рессорную конструкцию и двускатные 20-дюймовые колеса.

В конце 70-х годов “А15” заменил 2-тонный вариант “А20”. Все машины предлагали как шасси с цельнометаллической 3-местной кабиной над двигателем и несколькими размерами колесной базы (2680-3640 мм). Однако модели “А15” и “А20” были преимущественно цельнометаллическими фургонами вместимостью 10 м3 со сдвижной боковой дверью. “АЗО” предлагали в основном с бортовой платформой. К 1978 г. доля собственных комплектующих изделий в автомобилях “AVIA” (“Авиа”) достигла 98%, и с облицовки их радиаторов исчезла табличка “Лицензия САВИЭМ”. С незначительными изменениями базовые варианты оставались в производстве до конца 90-х гг.

Грузовики AVIA A21.1 и A31.1

В 1982-83 годах появились первые модификации “А21” и “А31” грузоподъемностью 1,8-3,4 т. Главной новинкой, данных грузовиков, стал модернизированный двигатель. Рабочий объем которого при увеличении диаметра цилиндров с 98 до 102 мм возрос до 3596 см3, а мощность увеличилась до 83 л.с.. Коробка передач стала 5-ступенчатой, изменилась форма элементов внешнего оформления. С установкой массивной пластмассовой передней облицовки они получили обозначения “А21.1” и “А31.1”.

До 1985 г. было изготовлено 114527 автомобилей “AVIA” (“Авиа”), а их ежегодный выпуск достигал 15 тыс. штук, подавляющая доля которых поступала в СССР и другие социалистические страны. Потеря этих рынков в начале 90-х гг. заставила специалистов завода “AVIA” (“Авиа”) всерьез заняться модернизацией своей продукции.

С конца 1993 г. автомобили предлагали в вариантах “А21Т” и “А31Т”, единственной новинкой в которых стал турбонагнетатель, повысивший мощность мотора до 88 л.с.

Специальный грузовик AVIA A-31.

Слияние AVIA и Daewoo (Daewoo-AVIA)

В 1995 году на базе завода “AVIA” было образовано совместное предприятие “Дэу-Авиа” (Daewoo-AVIA), которое через два года начало серийный выпуск нового поколения автомобилей, включающего модели “А60”, “А65” и “А75” грузоподъемностью 3,2-4,8 т и полной массой 6,0-7,5 т, а с 1998 г. – 5,5-тонного варианта “А80”. Их основой остается прежнее семейство с тем же двигателем, оборудованным турбонаддувом с промежуточным охлаждением и развивающим 103, 116 или 129 л.с., с 5- или 6-ступенчатой коробкой передач.

В конце 2000 г. компания “Дэу” обанкротилась, и производство на заводе “Авиа” было приостановлено.